г.Тюмень, ул.Холодильная, 114,
тел.: (3452) 50-40-51, факс (3452) 50-40-57

"Управление репутацией компании". Брошюра "Рекламный рынок региона. Вектор развития", 2008г.

Одной из основных задач коммуникационных служб компаний является работа над репутацией. Варианты определения термина «репутация компании» могут составить внушительный список.  Во-первых, репутация есть у каждой компании с первых дней ее существования. Она проявляется в реальной оценке компании целевыми аудиториями и эта оценка, определяет во многом успех развития бизнеса в целом. Сложившаяся репутация - первый фактор, который учитывают партнеры по бизнесу, инвесторы и потребители, анализируя общее состояние компании.

Во-вторых, репутация не «вещь в себе», отдельный самодостаточный фактор. Она должна соответствовать задачам бизнеса. И здесь очень важна слаженная работа всей команды менеджеров.  Я бы назвала несколько компонентов репутации:
  • сила личности руководства;
  • умение справляться с последствиями кризисов;
  • умение лидировать в своей области;
  • привлекательность для инвестора;
  • умение создать условия для персонала;
  • наличие распознаваемого имиджа;
  • способность снискать в кризисной ситуации поддержку в деловых кругах.
Хочу отметить также еще один вариант определения репутации – это сумма конкурентных преимуществ, составляющих основу нематериальных активов, увеличивающих акционерную стоимость предприятия. Если утрировать, то примерно так: удалось продать компанию дороже, чем стоят все ее средства: производство, здания, материальная собственность - заслуга хорошей репутации, если дешевле – репутация подвела. Репутация создает добавочную стоимость и ее вклад ничем другим заменить нельзя.

Какова же роль PR-службы в поддержании репутации, на что надо обращать внимание? 
Работа строится по двум направлениям: предвосхищение действий – когда нужно сообщать о новых проектах, предстоящих событиях, планах, а затем уже об их реализации. Вторая сторона – разъяснение действий, когда событие уже произошло и компания выдает ему свою трактовку.

Вашими помощниками станут хорошо проработанные, написанные понятным языком (исключайте профессиональные термины) информационные материалы о компании, которые создаются не «на веки вечные», а пересматриваются, редактируются через определенный период. Проверьте еще раз публичную версию истории компании: правильно ли в ней расставлены акценты, какие события являются наиболее значимыми в становлении предприятия. Изучите новые проекты своей компании и подготовьте по ним пресс-досье, куда войдут пресс-релиз, возможные иллюстрации уже действующих подобных проектов, подробная информация о партнерах (если партнеры с громким именем, это придаст вес вашему проекту), напишите об ожиданиях компании, связанных с реализацией проекта (здесь важно заявить о социальной значимости данного события).

Доступность информации о компании, ее информационная открытость – еще один важный аспект репутации. Нельзя отклоняться от обращений журналистов дать комментарии по тому или иному событию, а лучше самим предупреждать возможные негативные отзывы в прессе, обществе и самим интерпретировать события. Нужно понимать, что как только в информационном пространстве возникает брешь, она тут же заполняется «своими» комментариями и выдумками. Избегать подобных рисков – задача PR подразделения компании.

Очень важна работа над репутацией первых лиц компании. Нужно наблюдать, анализировать и по возможности корректировать, как топ-менеджеры выглядят на публичных мероприятиях, что говорят и как ведут себя. Совместно с руководителем (или самостоятельно по поручению) готовить текстовые материалы для различных выступлений.    Список можно продолжать, все зависит от вашей компетенции.

Создание хорошей репутации компании – процесс трудоемкий, но еще более сложный - её поддержание.  Годы можно работать в этом направлении, но понадобятся всего лишь мгновения, что бы разрушить всё, над чем вы трудились. К сожалению, PR-служба не всегда может исправить «подмоченную» репутацию компании.