г.Тюмень, ул.Холодильная, 114,
тел.: (3452) 50-40-51, факс (3452) 50-40-57

"Стратегии-прорыва":тюменский практикум". Журнал "Бизнес-журнал", №10 май 2008 г.

Словарь по экономике и финансам
 
"Нет хуже, чем ждать и догонять", гласит народная мудрость. Западно-Сибирский банк Сбербанка России и Холдинг "Партнер", выступившие в роли организаторов бизнес-форума, предложили альтернативный вариант стратегический прорыв, игру на опережение, выход в лидеры. Задуманная как практическое мероприятие по обмену опытом, конференция собрала около 250 топ-менеджеров, получивших уникальную возможность познакомиться с опытом своих успешных коллег, задать им вопросы и обсудить свое видение бизнеса в кулуарных беседах. Продюсером мероприятия выступила ГК "Маркетинг-Консультант".
 

Руководство к действию
 
Работа форума началась 14 апреля в зале "Ренесанс" отеля "Тюмень". Выступивший с приветственным словом Александр Моор, заместитель Губернатора Тюменской области изложил стратегическое видение малого и среднего бизнеса в регионе. По мнению докладчика, в регионе имеются прекрасные условия для предпринимательской деятельности: высокий платежеспособный спрос, активная позиция местных властей, развитая инфраструктура и политическая стабильность. Особенно радужные перспективы открываются перед  малым бизнесом в свете решений президиума Государственного совета РФ, заседание которого проходило недавно в Тобольске. Если предложение избранного Президента РФ Дмитрия Медведева о резком сокращении административного давления на малый и средний бизнес воплотится в жизнь, массовый прорыв станет реальностью во многих секторах экономики. Где взять средства на развитие бизнеса?

Эта проблема стоит перед большинством руководителей и собственников бизнеса вне зависимости от его размеров. Однако малому бизнесу получить финансирование, как правило, сложнее и стоимость привлеченных ресурсов обычно довольно высока. При этом бытует мнение, что достучаться до таких финансовых "монстров", как Сбербанк России, могут лишь крупные предприятия. Развеять это предубеждение постарался Игорь Артамонов, председатель Западно-Сибирского банка Сбербанка России. Он напомнил, что через пару часов состоится подписание важного соглашения возглавляемого им банка с крупнейшими компаниями региона. Между тем все эти компании были созданы с нуля всего 10-15 лет назад, начав свой путь именно в качестве малых предприятий. Докладчик призвал представителей малого бизнеса сломать стереотипы и выходить на сотрудничество со Сбербанком России, который разработал целый ряд программ и продуктов, предназначенных для этого сегмента рынка. В Тюменской области уже создано 10 Центров поддержки малого бизнеса, осуществляется финансирование, в ближайшее время начнется кредитование инновационных проектов. Стратегия прорыва, по словам докладчика, стала реальностью и для возглавляемого им банка, показатели которого демонстрируют многократный рост в сравнении с прошлым годом. Multa paucis ("многое в немногом") пожалуй, это латинское высказывание лучше всего характеризует выступление Геннадия Разницына, генерального директора Холдинга "Партнер".

Он обратил внимание присутствующих на то, что в основе любого прорыва должна лежать позитивная идея, способная мобилизировать команду. Работа в коллективе должна быть интересной для каждого из его участников, только тогда можно будет говорить о настоящем прорыве. Резюме под словами руководителя одного из крупнейших Холдингов региона подвел ведущий форума, генеральный директор ГК "Маркетинг-консультант" Сергей Разуваев, отметив, что в свое время крупнейший в регионе холдинг начинался с небольшой компании. "Вот вам и конкретный пример малого бизнеса, совершившего большой прорыв", - констатировал ведущий.
 

Задачи для бизнеса

Как своевременно оценить конъюнктуру рынка, не пропустить нужный поворот на пути к своей цели и принять единственно важное решение? Ответить на эти вопросы постарался Владимир Шевчик, председатель совета директоров "Сибинтел-Холдинг". На примере своей компании, основанной в 1989 году, он продемонстрировал значимость профессионального менеджмента в развитии бизнеса. На протяжении шести лет "Сибинтел" работал в формате Cash&Carry, но затем верно оценил изменения, произошедшие на рынке, и перешел от обычного ритейла к девелопменту. Сегодня возглавляемый им холдинг управляет двумя торгово-развлекательными центрами и планирует строительство третьего, причем каждый из них имеет отличную от других концепцию. Серьезным испытанием для "Сибинтела" стал переход от дистрибуции мебели к ее производству. Однако сегодня возрожденная компанией мебельная фабрика "Интеди" (г. Ялуторовск) стала одним из лидеров отрасли в регионе. Успех этих направлений бизнеса должен разделить и новый проект "Сибинтел-Холдинга", связанный с приобретением и реконструкцией Пышминской птицефабрики. В качестве главного источника рост и одновременно основного препятствия на этом пути докладчик назвал человеческий фактор, которому следует уделять особое внимание. Нужен ли малый бизнес государству? Может ли он рассчитывать на поддержку власти? Ответом на эти вопросы стало выступлением Вадима Шумкова, директора департамента инвестиционной политики и господдержки предпринимательства. В прошлом году возглавляемый им департамент выдал 228 займов малым предприятиям региона, провел более 120 семинаров, предоставил предпринимателям свыше 20 тысяч консультаций. Областные власти предлагают малому – а с 2008 года – и среднему бизнесу широкий набор инструментов, с помощью которых может оказываться поддержка такого рода. Компенсация 2/3 ставки по кредитам и лизинговым платежам, погашение ½ расходов на участие в выставках, компенсация 8 % стоимости товаров, приобретенных нефтегазовыми компаниями северных округов все это работает уже сегодня.

Среди новаций последнего времени чиновник обратил внимание на создание венчурного и гарантийного фондов, а также сети бизнес-инкубаторов на территории области. Большие перспективы для малого и среднего бизнеса, по мнению докладчика, открываются в связи с предстоящим созданием Богандинской промышленной зоны, где небольшие компании могут выступить в роли субподрядчиков и поставщиков товаров и услуг для участников проекта.

Виртуальным, но оттого не менее интересным, было выступлением Алексея Салмина, президента группы компаний "Автоград", транслировавшееся в видеозаписи. Предприниматель, начинавший свой путь в качестве владельца шиномонтажной мастерской в поселке Матмасы, проанализировал путь, пройденный им за 15 лет и совершенные при этом ошибки. По мнению докладчика, большинство из них были связаны с такими факторами как работа с кадрами и система управления. Изучив опыт зарубежных компаний, он пришел к выводу, что повышенное внимание к персоналу и управленческим технологиям лежит в основе более высокой эффективности японских компаний в сравнении с западными коллегами.

Программа бизнес-форума оказалась настолько насыщенной, что даже обеденный перерыв начался с мероприятия, значение которого еще предстоит оценить. В зале "Надым" состоялось официальное подписание соглашения о финансировании крупнейших инвестиционных проектов между Западно-Сибирским банком Сбербанка России, с одной стороны, и холдингом "Партнер", "Сибинтел-Холдингом" и ГК "Автоград", с другой. В рамках этого соглашения в ближайшие годы на реализацию проектов компаний-участников банком будет выделено до 50 млрд. руб. Строгий регламент мероприятия под конец слегка скорректировал Владимир Шевчик, вручивший Игорю Артамонову спортивные часы Swatch в честь трех событий: первой годовщины на посту председателя Западно-Сибирского банка Сбербанка России, вступления в "Сибирский охотничий клуб" и… предстоящего отпуска, в который банкир отправился сразу после подписания документов и группового  снимка на память.

О том, что тема бизнес-форума и в самом деле "зацепила" тюменских предпринимателей можно судить по залу, который был полон в течении всего дня конференции. При этом уровень собрания оставался по-прежнему высоким, что справедливо отметил Андрей Панасюк, директор по маркетингу и продажам ООО "Партнер-инвест", заявивший: "В этом зале что ни человек - легенда!". Опытный докладчик, чей послужной список включает выступления перед губернаторов В.В. Якушевым и ныне избранным Президентов РФ Д.М. Медведевым, о н с ходу завладел вниманием аудитории, предложив ей решить задачку из собственной практики: как заработать за четыре месяца 1,1 млрд. руб., если предыдущие восемь принесли всего 400 млн. руб.? По мнению докладчика, ключевую роль в ее решении сыграли четыре фактора: команда, банки, агентства недвижимости и политика продвижения. Остается добавить, что в этом году команде "Партнер-инвеста" предстоит решить еще более сложную задачу, заработав 3 млрд. руб.

Владимир Артановский, генеральный директор ДОК "Красный Октябрь" рассказал о том, как проблему можно превратить в задачу на примере реструктуризации управлении своим предприятием. Одна только подготовка к этому мероприятию заняла у топ-менеджеров компании три месяца, но в итоге воля лидера, единая система ценностей, ясность целей и способность донести их до коллектива одержали победу. По прошествии первого года работы новой системы можно сказать, что производительность труда выросла на 36,5 %, в то время как зарплата увеличилась всего на 18%, отпускные цены на 5%, а штаты сократились на 17%.

Предельно образным было выступление Андрея Лозицкого, генерального директора ЗАО "ТюмБИТ", представившего историю своей компании как череду кризисов быстрого старта, роста, зрелости и преемственности. Предприятие докладчик представил в виде открытой системы, где руководитель не должен быть препятствием на пути поток информации и материальных ценностей, которые в противном случае потекут по каналам его конкурентов. Напоследок он вспомнил, как 15 лет назад его собственный бизнес стартовал в двух смежных комнатах общежития, где единственный компьютер стоял на … двери, снятой с петель и положенный на табуретки. "Прорыв это реальность!", - резюмировал докладчик.  

Интернет-рекламу как оптимальный инструмент продвижения товаров и услуг малого бизнеса проанализировала Ольга Харитонова, директор Интернет-компании "Портал-Инфо". На примере ряда рекламных компаний она продемонстрировала основные преимущества и особенности такого решения. Бизнес-тренеры корпорации "Бизнес-мастер" Тимур Дзгоев и Георгий Геденидзе облекли идею стратегического прорыва в яркие, точные формулировки. Красной нитью сквозь их выступления  проходила мысль о постоянной неудовлетворенности результатами, которая должна стать вечным двигателем на пути к совершенству.

Работу форума завершил доклад Мурата Нурпеисова, исполнительного директора Консалтинговой фирмы "Лекс", рассказавшего о собственном опыте тиражирования бизнеса. Выделив основные пути достижения этой цели, распространенные ошибки, а также ключевые факторы успеха, докладчик посоветовал сосредоточиться на разработке и внедрении бизнес-процессов.

Первый день работы бизнес-форума завершился под аплодисменты, сопровождающие вручение памятных грамот их участникам. Многим из них предстояло вновь встретится на семинарах-практикумах, проводившихся 15 и 16 апреля. И хотя наивно было бы ожидать радикальных перемен уже на следующий день, тюменский бизнес сделал первый шаг к новому, большому прорыву.