г.Тюмень, ул.Холодильная, 114,
тел.: (3452) 50-40-51, факс (3452) 50-40-57

Интервью с Жанной Пинчук. Сайт www.72.ru, 4 июля 2008 года

– Еще несколько лет назад Ваши фильмы завоевывали призы на солидных фестивалях, вы были известной и успешной журналисткой. Сейчас Вы не менее (а может, и более) успешный PR-специалист. Что дала Вам как успешному пиарщику журналистская профессия?
 – Годы, проведенные на телевидении, я вспоминаю с удовольствием. Это была действительно творческая деятельность. Журналистская работа дала мне огромный опыт, без которого PR-специалисту сложно понять принципы работы с журналистским сообществом. Я же знаю журналистскую профессию изнутри, поэтому понимаю, как надо работать с журналистами.

К сожалению, а может и к счастью, поклонником того, что творится на нынешнем региональном телевидении, не являюсь. В основном, новостные программы и качество подготовки многих сюжетов явно оставляют желать лучшего. Мало делается просветительских проектов, обстоятельных фильмов – того, чем в свое время занимались мы. Работая на телевидении, в определенный момент я поняла, что нужно расти, что потенциала много, и настало время этот потенциал только реализовать. Так, собственно, я и стала работать в Холдинге «Партнер».

– За время Вашей работы холдинг значительно вырос и количественно, и качественно. Наверное, сложно управлять информационной политикой такой солидной организации?
– Действительно, холдинг «Партнер» – многоплановый бизнес. У нас несколько видов деятельности. Чем сложна и интересна работа в такого профиля компании – тем, что ты пробуешь себя в разных сферах. В Холдинге есть торговое направление – «Мосмарт», «Южный», «Пчелка»; строительство и производство строительных материалов – «Партнер», Комбинат строительных материалов в Ялуторовске. Уже в январе 2009 года наш новый Завод стеновых материалов выпустит первую продукцию – изделия из газобетона. Девелопмент представляет компания «Партнер-Инвест», есть сервисные предприятия, которые обслуживают наш бизнес – АТП «Партнер», компания «Бином», «Партнер-Логистик», недавно занялись деревозаготовкой. В общем, 16 компаний, и это еще не предел. Сейчас продумываем нашей дирекцией, в каких направлениях усилить свою деятельность, формируем коммуникационную стратегию.

– Нет соблазна переименовать дирекцию по информационной политики в управление коммуникациями?
– К этому мы сейчас двигаемся. Тут необходимо сказать несколько слов о чисто тюменской специфике. Не знаю почему, но в Тюмень все приходит позже. И любовь к общению с интернетом у нас стала только-только проявляться. То же самое и с пиаром. Что пиар – вещь полезная и необходимая – у нас почему-то начинают понимать только сейчас. Отсюда и не так много людей в вашем рейтинге, которые бы занимались исключительно пиаром и коммуникациями. Я бы не стала даже акцентировать внимание на пиаре. Мне ближе формулировка «управление коммуникациями» – это глобальней, здесь есть место и PR и GR, и IR. Кстати, последние два направления мы с этого года начали развивать в холдинге.

– Стыдно признаться, но о GR имею самое смутное представление...
– GR – Government relations – это построение отношений с властными структурами для лоббирования интересов своего бизнеса. На Западе все механизмы давно просчитаны, прописаны, и замечательно работают. В России это сложнее адаптировать – у нас совсем другая структура власти, особенности ее функционирования, наконец, сами представления о власти совершенно другие. Через год московские пиар-компании скорее всего уже начнут прописывать для своих компаний и GR-стратегию. Не знаю, когда такая тенденция доберется до Тюмени. Пока же и в Москве таких проектов мало.

Еще одно направление, смежное с пиаром – IR – вот где можно развиваться. Специалистов такого профиля в Тюмени нет, и те большие бизнес-проекты, которые создаются в нашем городе, нуждаются в инвестициях. Соответственно, должны быть люди, которые могут помочь привлекать их. Нужно быть готовым к таким вещам, надо создавать свои единые стандарты работы с инвесторами. Все должно быть прописано и опробировано. И заниматься этим должен специалист по investor relations.

– А где же их брать? Есть предпосылки для их появления в Тюмени?
– С кадрами действительно проблема – к сожалению, не все те студенты-пиарщики, которые проходят у нас практику, соответствуют ожиданиям. Порой у тех же студентов кругозор ограничивается знаниями о том, как правильно писать пресс-релизы. Если взять состоявшихся специалистов, то одни пытаются реализовать себя только в работе с прессой, хотя СМИ – это лишь способ донесения информации, и пиар не заканчивается на общении с журналистами. Другие – делают упор на проведении рекламных акций, называя при этом их PR-акции. Я не знаю, с чем это связано. Думаю, в принципе не хватает постоянного обновления знаний, ведь наша профессия молодая в стране, она развивается, пополняется новыми теориями. Нужны дополнительные средства, что бы бывать в других городах, общаться с коллегами, участвовать в конференциях, семинарах, тренингах.

– Но ведь многие искренне уверены в том, что большего пиарщику уметь и не надо?
– Мир вокруг нас постоянно меняется. Деятельность пиар-специалиста должна строиться в области коммуникаций. Я бы выделила три направления, перспективных сейчас: работа над репутацией компании, работа с интернет-сообществом и внутренние коммуникации. В крупных компаниях управлением репутации даже занимаются отдельные люди – они работают исключительно на поддержание репутации компании. Это направление нуждается в постоянном мониторинге, и сегодня некоторые столичные пиар-агенства в столице оказывают услуги в области проведения репутационного аудита.

Очень важна и работа с интернет-сообществом. Интернет не поддается контролю, игнорировать его нельзя, а предупредить многие риски для вашей компании – можно. Здесь необходима работа на опережение событий и постоянный мониторинг интернет-пространства. Мне импонирует тот факт, что многие руководители компаний создают свои блоги и напрямую общаются со своими клиентами, потребителями. Это здорово. Люди стараются часть своего дорогого времени посвятить открытому общению. Это опять же пиар. Если генеральный директор открыт, то другие сотрудники могут расценивать это как пример. В идеале, блогами, форумами своим сайтом и мониторингом должен заниматься отдельный специалист в пиар-службе.

К сожалению, многие директора у нас не любят публичности. Но время меняется, изменятся и они, и их отношение к открытости – даже не открытости компании, а открытости личной, человеческой.

– Стоит ли нам ожидать блогов топ-менеджеров холдинга «Партнер»?
– В ближайшее время вряд ли, но я бы очень этого хотела. К тому же, многие сотрудники нашей компании весьма активны в Интернете – они отслеживают информацию и зачастую на том же форуме могут вовремя дать потребителю нужный совет или опровергнуть какие-то слухи.

– Вы выделили еще одно серьезное направление – управление внутренними коммуникациями. Это тоже требование времени?
– Это требование не столько даже времени, сколько степени развитости бизнеса. Компании сейчас очень большие – возьмите наш холдинг: это пять дивизионов бизнеса, 16 компаний внутри холдинга. Между собой они также контактируют. Должны быть созданы единые стандарты общения. Мы должны говорить в обществе единым языком. Наши дочерние компании должны знать, на каком языке и какую информацию о холдинге они могут выносить во внешнее информационное пространство.

У нас есть своя корпоративная газета. Она выходит в полном цвете, глянце, с большим количеством фотографий, потому что мы считаем, что сотрудники холдинга должны гордиться как своей компанией, так и своей газетой. В нашем издании мы сообщаем не только о событиях в холдинге, но и рассказываем о сотрудниках, рассказываем об их достижениях, о важных событиях в их жизни. В проекте «Карьера в холдинге» на реальных примерах показываем, чего можно достичь в нашей компании, как вырасти в профессиональном плане. Люди, работая в каком-то отдельном подразделении, благодаря газете чувствуют весь масштаб холдинга, воспринимают его как единый, дружный коллектив. Продолжая тему внутренних коммуникаций, хочу отметить наши традиционные мероприятия, такие, как корпоративные спартакиады. Зимой и летом мы собираем своих сотрудников вместе с семьями посостязаться, отдохнуть на свежем воздухе и в атмосфере праздника почувствовать себя частью одной большой семьи.

– Вы обрисовали действительно впечатляющую картину задач, стоящих перед дирекцией по информационной политики и связям с общественностью холдинга. Какие факторы прежде всего позволят действительно реализовать эти задачи?
– Один из главных факторов – профессиональная команда. Большое значение имеет обучение PR-специалистов. Хочу подчеркнуть: человек не просто должен получить в вузе специальность по связям с общественностью, он должен учиться и после вуза. Непрерывное самообразование – современная реальность. Причем просто читать журналы и книги о пиаре мало. Наибольший эффект дает прежде всего живое общение с настоящими PR-профессионалами. Именно поэтому я довольно часто посещаю российские и международные конференции и форумы – это позволяет находиться в курсе относительно самых современных тенденций в развитии PR.

– Не могу напоследок не задать Вам этого вопроса. Вы ведете активный образ жизни настоящей современной деловой женщины, успеваете успешно работать и посещать крупные мероприятия. А как же семья, дети?
– Да, к сожалению, своему Левке (ему восемь лет) уделяю не столь много времени, как хотелось бы (кстати, во время нашего разговора сын Жанны Владимировны несколько раз звонил маме – А. К.). Хотя отдыхать вместе с семьей я очень люблю, у нас традиция – отпуск проводить в полном составе, да и в выходные стараемся выбраться куда-нибудь. Что же касается тяжестей – у современной деловой женщины энергии хватает и на семью, и на работу. Надо только вовремя «подзаряжать батарейки».

Артем КУШНИР, специально для 72.ru.